Максим Орешкин выступает за приватизацию в банковском секторе, где доля государства достигает 70%. По его словам, ведомство ставит вопросы «о ряде приватизационных сделок». Ранее он заявлял, что ЦБ не должен владеть банками
Минэкономразвития предложило приватизировать банки, находящиеся под контролем ЦБ. Министр экономического развития Максим Орешкин сообщил в интервью РБК, что ведомство ставит «вопросы о ряде приватизационных сделок», но отказался говорить, о каких именно.
«Скажу только, что ответственные исполнители здесь — это Минэкономразвития и Банк России», — добавил он.
Отвечая на уточняющий вопрос РБК, включило ли МЭР во внесенный в правительство план по ускорению экономического роста предложения по приватизации контролируемых ЦБ банков, Орешкин ответил: «Да, это банки. И их надо продать за реальную стоимость, я давно об этом говорю». Ранее глава ЦБ Эльвира Набиуллина говорила, что «ни один разумный собственник» не продает активы при плохой конъюнктуре.
В целом по российской экономике в плане установлен конкретный показатель снижения к 2024 году доли государства с текущих 46–47% до 42%, сообщил министр.
Доля госбанков в российской банковской системе выше — около 70%, оценивал президент Ассоциации банков «Россия» Георгий Лунтовский. Она резко выросла во второй половине 2017 года, когда ЦБ забрал на санацию через Фонд консолидации банковского сектора три крупных частных банка — «ФК Открытие», Бинбанк и Промсвязьбанк. Одновременно активизировалась дискуссия в экспертном сообществе о необходимости уменьшения госвлияния в банковском секторе для развития конкуренции.
Весной 2018 года Минэкономразвития вынесло на общественное обсуждение законопроект о введении запрета государству, в том числе госбанкам, покупать частные банки. Замминистра финансов Алексей Моисеев тогда указывал, что не видит практического смысла в этом законопроекте, так как основное увеличение доли государства на банковском рынке происходит в результате санации, а эту схему предлагаемые поправки не меняют.
Кроме роста госдоли на банковском рынке, которая уменьшает конкуренцию, у ситуации, когда регулятор является собственником банка, есть и другая проблема — конфликт интересов. «Я вообще считаю, что ЦБ не должен владеть коммерческими банками. Не может одна организация регулировать, надзирать и еще владеть активами — это неправильно», — говорил Орешкин летом на Петербургском экономическом форуме (цитата по «Интерфаксу»).
В настоящее время крупнейшие банки в собственности ЦБ — Сбербанк (52,32%) и объединенный с Бинбанком банк «Открытие» (99,99%). Первые сделки по выходу из капитала «Открытия» регулятор планирует начать в 2021 году, запланировав продажу 20% акций. Взятый на санацию ЦБ Промсвязьбанк стал оборонным банком и перешел в собственность Росимущества.
Источник: rbc.ru