От Советов — к Правительству: история Белого дома в Москве

В начале сентября Главгосэкспертиза России утвердила проект реконструкции Дома Правительства России. Внешний облик здания, построенного в 1981 году, останется неизменным: рабочие укрепят фундамент, обновят стальные конструкции флаговой башни и арматуру стилобата, а также благоустроят прилегающую территорию.

В связи с этим, «РБК-Недвижимость» вспоминает историю Белого дома, который был одним из самых известных советских долгостроев.

На месте авторемонтной базы

Строительство правительственного здания (тогда — Дома Советов) на месте бывшей авторемонтной базы и остатков когда-то существовавшей мебельной фабрики Шмита началось в 1965 году. Прежде здесь планировалось возвести жилые дома, которые должны были обрамлять Конюшковскую улицу и Краснопресненскую набережную, вспоминает старший научный сотрудник Музея Москвы Денис Ромодин.

На планы властей повлияло решение о строительстве на Новом Арбате высотки СЭВ и, чудь дальше, на Пресне, Центра международной торговли. Здание, предназначенное для Комитета народного контроля и Верховного Совета РСФСР, должно было стать частью этого административного комплекса.

Его проектирование поручили группе архитекторов «Моспроект-1» под руководством Дмитрия Чечулина, бывшего главного архитектора столицы (1945-1949), автора гостиницы «Россия», высотки на Котельнической набережной, гостиницы «Пекин» и многих московских других построек. Дом правительства стал последним прижизненным проектом архитектора, в котором он воплотил ряд нереализованных решений.

По проекту Центрального дома «Аэрофлота»

«Для Чечулина было важно, что он вернулся к своему проекту Центрального дома «Аэрофлота» (ЦДА) 1934 года, который не был реализован, — говорит историк архитектуры Анна Броновицкая. — Узнаваемую композицию Белого дома с овальной башней он позаимствовал именно оттуда». Штаб-квартиру «Аэрофлота» планировалось разместить на площади Белорусского вокзала — здание должно было символизировать «пункт связи» советской столицы с заграницей.

По проекту главный вход в здание ЦДА венчал портик, напоминающий триумфальную арку. Наверху предполагалось установить семь скульптур летчиков, спасших пассажиров затонувшего крейсера «Челюскин». Скульптурный стилобат здания был решен в виде киля корабля, нос и корма которого завершаются крупной групповой скульптурой.

Фасады постройки предполагалось выполнить из светлых материалов, искусственных и естественных мраморов, все металлические детали и оконные переплеты — из алюминия. В здании должны были разместиться все учреждения Аэрофлота, а также клубные и культурно-просветительные помещения, конференц-зал, музей с экспериментальными лабораториями. Однако реализовать проект не удалось: аккурат накануне войны было решено реконструировать площадь Белорусского вокзала, и здание-корабль в эти планы уже не вписывалось.

Частично реализовать свои наработки для ЦДА Чечулин смог в своем последнем прижизненном здании — сегодян мы называем его Белым домом. «Идеи, которые архитектор воплотил в Доме правительства, были достаточно смелыми для того времени, поскольку в тот момент в архитектуре царствовал модернизм, а в Белом доме мы видим элементы ар-деко и монументализма, которые были уже не характерены для того времени. Здание абсолютно самостоятельное, не вписывается в облик набережной, тем не менее за тридцать с лишним лет вместе с высоткой СЭР оно создало свое окружение», — говорит Денис Ромодин.

Кроме того, постройка Чечулина — очень крупное здание, в 1980-е таких уже не строили: тогда было принято все ведомства размещать по существующим зданиям, которые еще остались с дореволюционных времен. «Дом правительства — один из ярких проектов, которые протянулись по течению Москвы-реки. И если гостиница «Россия» уничтожена, то Белый дом предстоит за себя и за нее тоже», — добавляет Анна Броновицкая.

Сооружение имеет три подземных этажа, бункер, стояку и холодильное оборудование. Но главной загадкой Белого дома считается система подземных переходов, якобы соединяющих здание с метро.

«Такая версия действительно существует, но вряд ли она имеет под собой основания, — рассуждает Денис Ромодин. — В этом месте достаточно сложный грунт, там протекает речка Пресня, коллектор которой находится практически под Белым домом, рядом с Горбатым мостом. Кроме того, здесь ощутимый перепад рельефа, из-за которого в своем время были проблемы при строительстве Кольцевой линии метро от «Краснопресненской» до «Киевской». Именно поэтому вряд ли там могут быть какие-то подземные ходы, соединяющие Дом правительства с тоннелями метро. Если бы они были, события октября 1993 года, вероятно, развивались бы по-другому».

Новое время

В августе 1993 года Дом Советов стал центром противостояния ГКЧП СССР и сторонников новоизбранного президента Бориса Ельцина. Последние в ходе захвата здания расстреляли здание Верховного совета. Из прибывших на Краснопресненскую набережную танков Таманской дивизии по Белому дому были выпущены 12 танковых снарядов, которые повредили верхние этажи здания. Реконструкция бывшего Дома советов (в 1991 году за ним закрепилось название «Белый дом») заняла несколько лет.

Фотогалерея: Расстрел белого дома

Баррикады в ночь на 22 сентября у Белого дома

(Фото: Анатолий Морковкин, Геннадий Хамельянин/Фотохроника ТАСС)

Для разработки проекта восстановления привлекли западных специалистов, которые воссоздали первоначальный облик комплекса.

Впрочем, некоторые архитекторы предлагали более радикальные концепции: например, американец Чарльз Дженкс предложил увековечить трагические события октября 1993-его, облицовав обгоревшие этажи черным гранитом. От этой идеи отказались, а в память о захвате Белого дома по периметру здания установили металлический забор, который должен защитить здание от любого нападения.

Появление забора — самое печальное последствие проведенной реконструкции, считает Денис Ромодин. «Изначально территория комплекса была единой зоной с парком, который находится за Белым домом, — вспоминает историк. — Огромные лестницы, пандусы, фонтаны на территории Дома правительства задумывались как часть общего паркового ансамбля. С 1994 года они оказались недоступными для горожан. При этом здание спроектировано так, что оно имеет зону безопасности — система баррикад в 1991-м позволила в той или иной степени защитить это здание».

Еще одной новацией, которая появилась после реконструкции Дома правительства, стала установка затемненного остекления здания, которая резко контрастирует с белыми мраморными фасадами и создает ощущение «пустых» окон. Кроме того, строителям пришлось демонтировать часы с поврежденной часовой башни, на месте которых был установлен герб Российской Федерации. Одновременно в нижнем стилобате были затерты советские гербы, украшавшие стены Белого дома.

 

Источник: rbc.ru